Краткая информация о компаниях

 

Американская компания ACTIVE AUTOWERKE (AA Tuning) уже более двадцати лет занимается производством спортивных запчастей и их установкой на автомобили BMW, в основном третий серии. Поддерживая широкий ассортимент изделий, от аксессуаров до деталей подвески и двигателя, включая турбо-киты. Фирма имеет большое количество представительств в том числе и Россию. (Контора)

***

Фирма Kelleners sport занимается переделкой всей гаммы автомобилей BMW. Она принадлежит семейству Келленерс, самыми известными из которого стали основатель фирмы и его сын Ральф. Участвовавшие в автомобильных гонках с 60-х годов.(Контора 1 Контора 2 Контора 3 Контора 4)

* * *

MK-Motorsport - фирма Михаэля Кранкенберга специализируется на установки к автомобилям BMW, турбонагнетателей с охладителем воздуха наддува.(Центр MK-Motorsport)

* * *

ALPINA - Основатель известной тюнинговой марки "Alpina" Буркард Бофензипен (Burkard Bovensiepen) провел первые опыты по доводке двигателей вместе с приятелем в самом начале 60-х над своим подержанным "FIAT 1500". При помощи карбюратора "Weber", нового распредвала с более пологим профилем кулачков, а также модифицированной выпускной системы мощность мотора подняли с 67 до 75 л.с. К сожалению, через непродолжительный период времени автомобиль стал изрыгать при движении клубы сизого дыма: первый блин вышел комом. Однако Бофензипен не унывает. Благо, буквально через пару лет появляется новая возможность, которая заодно и определит дальнейшее направление его деятельности. А пока изобретатель разрабатывает аналогичную предыдущей модификацию для нового 1,5-литрового BMW.

В 1964 году научно-исследовательское подразделение "BMW AG" тестирует разработку "Alpina" и не находит в работе "настроенного" двигателя каких-либо отклонений от нормы. Результат: на "BMW 1500", прошедших тюнинг "от Бофензипена", сохраняется заводская гарантия. Знаменательное событие для начинающего предпринимателя. Журнал "Auto Motor und Sport" первоначально пренебрежительно отзывается о появившейся новинке: комплект-де не способствует долговечности и надежности двигателя. Однако мнение журналистов кардинально меняется после тестирования предоставленной им "Alpina 1500". Череда таких успехов, естественно, предопределила переход деятельности г-на Бофензипена на качественно новый уровень: 1 января 1965 года в местечке Бухлое - в 60 километрах к юго-западу от Мюнхена - образована компания "Burkard Bovensiepen KG". На фирме занято 8 человек. Эмблема предприятия - герб с двумя полями, на которых изображены впускные патрубки и коленчатый вал, - зарегистирована в 1967-м. Где-то встречал упоминание о том, что в первые годы вместо коленчатого был изображен распределительный вал, что больше соответствовало тогдашнему профилю деятельности фирмы. В 1978-м на Франкфуртском автосалоне компания демонстрирует новую концепцию ведения бизнеса: от производства компонентов и узлов - как и любое тюнинговое ателье - она переходит к изготовлению комплектных автомобилей. Представлены три модели: 6-цилиндровая "Alpina B6 2,8 на базе стандартной BMW E21 323i, а также "Alpina B7 Turbo" на базе "BMW E12, либо BMW E24. Последние две оснащаются также 6-цилиндровым мотором с турбонагнетателем KKK. Авторство этой разработки принадлежит уже упоминавшемуся доктору Индре. Оснащенная его мотором "E12" в конце 70-х стала самым быстрым в мире 4-дверным "седаном" (0-100 км/час - за 6,5 сек., максимальная скорость - 256 км/час). Все три модели получили разработанную на фирме электронную систему зажигания, что в то время было достаточной редкостью. В следующем - 1979 - году Буркард Бофензипен предпринимает нестандартный шаг в диверсификации бизнеса. Кроме производства автомобилей "Alpina" приступает к импорту вин. В этом есть резон: можно попытаться расширить клиентуру автомобильного подразделения (выпускающего, надо сказать, не самые дешевые автомобили!) за счет знатоков вин (людей, в большинстве своем, обеспеченных и ценящих качество и престиж). Ну и кроме того, это просто дополнительный источник дохода. В 1968 году компания впервые принимает участие в соревнованиях, подготовив гоночный вариант дебютировавшей тогда же "BMW 2002ti". В 1969-м "Alpina" отмечается на 24-часовой гонке в следующем - выигрывает ее. Также в 1970 году в ее активе победы в немецких чемпионатах: кольцевом, по горным гонкам и ралли. При этом, на европейском чемпионате, в гонках в Спа, Бофензипен выставляет дебютировавшее в 1968 году "купе" серии "CS", таким образом, закладывая основу будущей спортивной славы этой модели. Важно отметить, что в компании четко следовали принципу "реклама - двигатель торговли", рассматривая при этом соревнования именно как рекламное мероприятие. Поэтому "Alpina 2800CS" была практически дорожным автомобилем. Настроенный двигатель оснастили тремя двухкамерными карбюраторами "Weber", после чего его мощность возросла до 250 л.с. (170 л.с. у заводской "2800CS"). BMW AG предложила Бофензипену официально представлять ее интересы в "кузовном кольце". В следующем году при непосредственном участии "Alpina" проектируется "BMW 3,0CSL" - облегченная версия "купе" - с прицелом на гоночную "карьеру". Однако, кроме того, в Бухлое создают еще и тюнинговую программу для "CSL" (так как двигатель - карбюраторный, то, естественно, применено традиционное решение - три двухкамерных карбюратора "Weber"). Кстати, один из экземпляров этой версии заказал в 1973 году принц Лихтенштейна. Машина оказалась более резвой (0-100 км/час - за 6,7 сек.), чем стоившие в два раза дороже "Aston Martin DBS V8" и "Ferrari 365GT". Максимальная скорость - 243 км/час. Занимаясь спортивной деятельностью, Буркард Бофензипен не забывает и о тюнинговом бизнесе. В 1971 году на фирму приходит Фриц Индра (Fritz Indra). Инженер по специальности, обладатель докторской степени, он привлекается к сразу к двум проектам "Alpina": гоночному (по дальнейшей доводке "купе" "CS") и "экологическому". Да, уже в начале 70-х власти немецких земель озаботились влиянием выхлопов на окружающую среду. Естественно, первым делом их заинтересовало воздействие, оказываемое мощными, в том числе и "настроенными", моделями. Для контроля была учреждена специальная комиссия. Бофензипен, естественно, должен был быть уверен, что фирма, наращивавшая продажи тюнинговых комплектов и разработок, а также выходившая уже на уровень производства комплектных автомобилей, не попадет под удар из-за несоответствия экологическим требованиям. В том же году первый серьезный удар по автопромышленности наносит энергетический кризис. "Alpina" перегруппировывает силы и сосредоточивается на производстве экономичных, но мощных двигателей. В принципе, это тоже "тюнинг", только немного сместились акценты. Благодаря правильно выбранной стратегии, а также уважаемой марке и сплоченности персонала (уже 90 человек!) фирма выходит из этого испытания без потерь, что удалось далеко не всем. В 1975 году предприятие расширяется: налажены связи с рядом крупных дилеров в Германии (теперь аксессуары и тюнинговые комплекты можно приобрести не только в Бухлое, а почти по всей стране), открыты представительства в Швейцарии и Великобритании. А в кольцевых гонках постепенно совершенствуются "купе" серии "CS". С 3,5 литров рабочего объема в 1973 году уже снимают до 360-370 л.с. (впрыск топлива взамен карбюраторного питания). К следующему сезону готовят 4-клапанную головку блока, с которой мощность достигнет уже 470 л.с. На горизонте маячит "группа 5" ("силуэты"), в которой намек на серийного собрата гоночной модели содержится, может быть, только в мелких косметических деталях. Как уже говорилось выше, Бофензипен всегда стремился выставлять на гонки то, что сможет потом продать клиентам - такой здоровый консерватизм коммерсанта. Так что в сезоне '74 "Alpina" уже потеряла интерес к "кузовному кольцу", возвратившись только на 1976 (на покупной машине группы 5 производства "BMW Motorsport") и 1977 годы. В последнем случае "CSL" была подготовлена по группе 2 в мастерских самой "Alpina". Дитер Квестер (Dieter Quester) завоевал на ней титул чемпиона Европы по кольцевым гонкам, одержав победу над британским "Jaguar XJ5,3C". После этого сезона Буркард Бофензипен официально объявил об уходе компании из автоспорта: в дальнейшем "Alpina" концентрировалась на тюнинговом бизнесе.  

1978-м на Франкфуртском автосалоне компания демонстрирует новую концепцию ведения бизнеса: от производства компонентов и узлов - как и любое тюнинговое ателье - она переходит к изготовлению комплектных автомобилей. Представлены три модели: 6-цилиндровая "Alpina B6 2,8" (2788 см3, 200 л.с. при 6200 об/мин, 248 Нм при 4500 об/мин) на базе стандартной "BMW E21 323i" (2315 см3, 143 л.с. при 5800 об/мин, 190 Нм при 4500 об/мин), а также "Alpina B7 Turbo" на базе "BMW E12" (первая "пятерка"), либо "BMW E24" ("купе" серии 6). Последние две оснащаются также 6-цилиндровым мотором (2986 см3, 300 л.с. при 6000 об/мин, 462 Нм при 2500 об/мин) с турбонагнетателем KKK. Авторство этой разработки принадлежит уже упоминавшемуся доктору Индре. Оснащенная его мотором "E12" в конце 70-х стала самым быстрым в мире 4-дверным "седаном" (0-100 км/час - за 6,5 сек., максимальная скорость - 256 км/час). Все три модели получили разработанную на фирме электронную систему зажигания, что в то время было достаточной редкостью.

В том же году открывается представительство компании в Японии. А два года спустя "Alpina", поддерживая репутацию компании с большим техническим и инженерным потенциалом, разрабатывает для объявленного журналом "Auto Motor und Sport" конкурса по экономичности модель на базе той же "BMW E21". Автомобиль "Alpina BMW 318i", расходуя в среднем 2,672 литра бензина на 100 км, побеждает в своем классе. Кстати, по информации того же журнала, в 1981 году продажи компании составляют DM30 млн. В 1983-м новая концепция работы фирмы "Alpina" закрепляется официально: предприятие внесено в немецкий реестр производителей автомобилей. Так что, с этого момента именовать компанию "тюнинговым ателье" некорректно. На "Alpina" особенно подчеркивают, что продают готовые автомобили (по сути, работая как сборочное предприятие: получая с входа BMW и дополнительно разработанные узлы и детали, а на выходе выдавая продукт под своей маркой), а не компоненты для установки на машины клиентов (хотя, вероятно, последнее также практикуется) и очень обижаются, когда их все равно продолжают именовать "настройщиками". Несмотря на то, что официально компания ушла из гонок в 1977 году, Бофензипен поддерживает связи в автоспорте. Дело в том, что с 1982 года "BMW 635CSi" (выставлялась на гонки с 1980-го) получает вместо двигателя в 3453 см3 новую 3,5-литровую "шестерку". Поскольку собственное тюнингово-гоночное подразделение BMW - "BMW Motorsport" - в начале 80-х плотно занято программой в формуле 1 (совместно с "Brabham"), то по вопросу создания нового гоночного мотора для "кузовного кольца" проводятся переговоры с "Alpina". В результате, к сезону 1983 года "купе" серии 6, предназначенные для соревнований, оснащаются двигателем в 3473 см3 (увеличен на 0,6 мм диаметр цилиндра) мощностью 285 л.с. при 6000 об/мин (увеличена степень сжатия, диаметр клапанов, перепрограммирована система впрыска и зажигания). В 1985 году "Alpina" оснащает весь свой модельный ряд каталитическими нейтрализаторами, изготовленными с применением только металлических компонентов (без керамики). Через два года - новый сенсационный шаг: таким нейтрализатором оснащается гоночная "Alpina BMW M3". В дальнейшем это устройство стало неотъемлемой частью всех гоночных конструкций немецкого "кузовного кольца". Кстати, о "BMW M3". В 1987-м "Alpina" решила возвратиться на гоночные трассы, и достаточно успешно выступала в DTM на подготовленной по группе А "Эм-трешке" в течение двух сезонов. Однако в 1988 году Буркард Бофензипен принимает решение снова покинуть соревнования: расширяется производство дорожных автомобилей, и все ресурсы направляются на финансирование возросших оборотов по этому бизнесу. Как и в предыдущий раз, на следующий год "Alpina" представляет сенсационную новинку: теперь это "Alpina B10 BiTurbo" на базе "пятерки" "BMW E34". Двигатель модели - родственник агрегата, созданного фирмой для гонок в 1982 году. Доработанный 6-цилиндровый мотор объемом 3430 см3 оснащен двумя турбонагнетателями "Garrett T25". Последняя мера позволила сделать работу турбодвигателя ровной, без резких провалов. Мощность - 360 л.с. при 6000 об/мин. Крутящий момент - 520 Нм при 4000 об/мин. Максимальная скорость - около 290 км/час. Разгон 0-100 км/час - за 5,6 сек. Это вторая по скорости после "Alpina B12 5,7 Coupe" модель фирмы за всю ее историю... В 1990-м предприятие Буркарда Бофензипена продолжает наращивать обороты. Уже 120 человек персонала, проведена реконструкция на фабрике. В начале 90-х "Alpina" представлят целый ряд разработок, находящих свое применение в продукции фирмы: электронные системы управления сцеплением ("Shift-tronic") и последовательного переключения передач в автоматической КПП с управлением, вынесенным на руль ("Switch-tronic"), нейтрализатор с электроподогревом для более быстрого выхода его на рабочую температуру. В начале 1995 года "Alpina" начала производство, вероятно, одной из самых известных своих моделей - "B8 4,6" (серия 3 "Е36" с V-образным 8-цилиндровым мотором). Первоначально, несколько экземпляров оснастили 4,0-литровым агрегатом, но потом его объем увеличили до 4619 см3 (мощность - 333 л.с.). Кстати, кузова для этой модели "Alpina" получала с завода BMW в Регенсбурге, где в конструкцию по заказу г-на Бофензипена вносились некоторые изменения. Кроме того, во второй половине 90-х предприятие сотрудничает с "Баварскими моторными заводами" в вопросе создания "спортивного дизельного автомобиля". Результатом этой программы становится модель "Alpina D10 BiTurbo" на базе серии 5 "Е39", представленная в 1999 году - первая дизельная разработка фирмы. По данным немецкого ежегодника "AutoKatalog" в 90-х годах "Alpina" стабильно производила в год около 450 автомобилей. Провалы случались дважды: в кризисный для автопромышленности 1993-й (300 шт.) и - по непонятным причинам - 1996-й (396 шт.). Но уже в следующем - 1997 - году предприятие сообщило о выпуске 597 экземпляров. Далее информация очень приблизительна, однако речь идет уже о цифрах в 700 автомобилей в год. Число занятых на предприятии г-на Бофензипена в том же 1997-м составило 140 человек, из них 10% работают в подразделении по импорту вин. Кстати, по утверждению журнала "CAR" (май '96), запасы предприятия составляли около 1,5 млн. бутылок. Среди них есть отдельные экземпляры возрастом до 30 лет. (Центр Alpina)…

* * *

История компании начинается в 1971 году, когда Herbert HARTGE, основатель фирмы, открыл в городе Merzig свои мастерские по продаже и ремонту автомобилей BMW. В 1974 компания переехала в город Beckingen. Здесь, рядом с магистралью B51, HARTGE располагает свой новый комплекс на площади 16000 квадратных метров, 5000 из которых занимают производственные корпуса и 2000 квадратных метров -склад запасных частей, который гарантирует оптимальную поставку любых деталей для рынка. Herbert HARTGE управляет компанией вместе со своей женой Mary. В настоящее время в изготовлении тюнинговых автомашин участвуют 25 высококвалифицированных служащих. Глубокому тюнингу подвергаются все выпускаемые на сегодняшний день автомобили BMW, и даже некоторые из “старых” моделей.Так, например, снятый с производства 850CSi до сих пор предлагается для продажи в экстремальном (!) варианте. “Фирменным блюдом” “HARTGE” во внешнем оформлении машин, безусловно, являются литые диски. Изготавливают их на собственном оборудовании по проекту своих же дизайнеров. Гамма размеров невелика, это 18-дюймовые и 19-дюймовые диски. Но зато они подкупают своей сложностью и высочайшим качеством изготовления.Особенностью в подготовке моделей является тот факт, что все оборудование, которое предлагает BMW как дополнительно оплачиваемое, на заводе “HARTGE” устанавливается сразу. Это: 4 фронтальные подушки безопасности, 4 боковые подушки безопасности, а также кнопка отключения воздушной подушки, если место рядом с водителем свободно или там находится ребенок. Двигатели для новой “трешки” перебираются инженерами фирмы основательно. Рабочий объем 2.8-литрового мотора увеличивают до 3.5 литра. Это наряду с другими мерами позволяет поднять максимальную мощность до 280 л.с. при 5800 об.мин. против 193 л.с. ранее. Для отображения такого бешеного темперамента на “HARTGE” пришлось срочно изготавливать новую шкалу спидометра, разграфленную до 300 км/ч. (Центр Hartge Центр Центр Центр)…

* * *

"Racing Dynamics" является, вероятно, единственным крупным тюнинговым домом негерманского происхождения по BMW. Эта марка появилась в 1980 году в США стараниями итальянца Федерико Л. Павончелли (Federico L. Pavoncelli), студента одного из американских колледжей. Изначально было выбрано направление на тюнинг автомобилей BMW, экспортировавшихся в Америку. Первоначально фирма не имела собственной производственной и инженерной базы и заказывала узлы и детали в Европе, приспосабливая их затем под "американские" BMW. Но уже в 1982-м новая структура приступает к разработке собственных продуктов, создает наборы для модификации двигателей, а затем проектирует и гамму собственных моторов под общим наименованием "K" на основе баварских агрегатов. Год спустя фирма регистрирует собственный логотип, в основу которого положен родовой герб семьи Павончелли. Если повнимательнее приглядеться, на эмблеме фирмы угадывается стилизованное изображение павлина. Официальные цвета фирмы с тех пор - синий и зеленый. Надо сказать, выполенные в этой гамме разработки фирмы смотрятся весьма стильно. В том же 1983-м компания перерегистрируется в Майами как акционерное общество. В 1992 году "Racing Dynamics" переезжает в новые помещения в Милане: на площади около 4400 м2 размещаются участки по сборке и тестированию двигателей, шасси, а также офисные помещения. В 1993-95 годах спортивное подразделение "Racing Dynamics" выставляет две "BMW 318i" в итальянском "кузовном кольце", однако в дальнейшем было вынуждено отказаться от этой программы в силу трудностей в поиске спонсоров. В 1994 году "Racing Dynamics" представляет программу "Radius Advanced Automotive Technologies". В ее сферу деятельности входило проектирование разнообразных аксессуаров и компонентов оснащения для различных эксклюзивных моделей, а также разработка стиля колесных дисков. В 1999 году это предприятие для финансирования развития основной деятельности продается известному итальянскому производителю колесных дисков "Fondmetal SpA". В 2000-м главная штаб-квартира группы "Racing Dynamics" переезжает еще раз: сказывается желание более плотно присутствовать на наиболее емком - немецком - тюнинговом рынке в Европе. 1 апреля тог года в Ратингене, недалеко от Дюссельдорфа, регестрируется компания "Racing Dynamics GmbH". В данном случае сеньор Павончелли не является единственным владельцем предприятия: его компаньоном стал Михаэль Лауэр (Michael Lauer), один из наиболее авторитетных менеджеров в тюнинговом сообществе Германии. В 1987-96 годах он являлся одним из руководителей "AC Schnitzer automobile technik GmbH", с 1996-го развивал самостоятельный бизнес - "MLM - Michael Lauer Management" - компанию, специализирующуюся в области консалтинга в тюнинговом бизнесе. К тому же, г-н Лауэр является управляющим директором "Германской ассоциации тюнинговых компаний" (VDAT). В "Racing Dynamics" он также занял пост управляющего. Новая фирма тесно сотрудничает с "Sachs" и "Bilstein" в разработке и настройке ходовой части; шины поставляет "Yokohama". Именно из пригорода Дюссельдорфа с 2000 года координируются все операции по созданию, маркетингу и сбыту продуктов под маркой "Racing Dynamics" по всему миру. Не забыт и американский рынок, с которого все началось: на нем с 1997-го компания представлена под маркой "RDSport" (компания "RDSport, Inc."). В том же 1997 году заслуженная серия двигателей "K" заменена новой - "R": На автосалоне в Эссене "Racing Dynamics" выставила оснащенную им "трешку" "E46". Эта версия получила название "R50 Tornado V8" и вызвала чрезвычайно нервную реакцию "Herbert Hartge GmbH & Co.": на сайте последней появился пресс-релиз, в котором г-н Хартге обвинил Михаэля Лауэра в плагиате. Уж больно "Tornado" оказался похож на представленный незадолго до того "Hartge H50" с аналогичным мотором. По версии "Herbert Hartge" г-н Лауэр просто выкупил у владельца с премией в DM10000 один из "H50", после чего заменил серийный номер шасси, закрыл пленкой его дубликат на кузове; модель получила новые детали аэродинамической обвески (кстати, весьма симпатичные), фирменные колесные диски (аналогично). Затем "камуфлированию" подверглось и подкапотное пространство. В таком виде бывший "Hartge H50" был выставлен в Эссене, где, как по волшебству, у него добавилось 50 л. с. Указанный пресс-релиз "Hartge" висел на сайте компании в феврале 2001 года. Кстати, в нем сам г-н Хартге грозил руководству "Racing Dynamics" иском о несанкционированном копировании чужих идей. Но на момент написания этой заметки (июнь 2001 года) рассказанная выше детективная история никакого продолжения ни с одной из сторон не получила.

* * *

Годом рождения предприятия "AC Schnitzer" следует косвенно считать 1936-й, когда некто Джозеф Шнитцер (Joseph Schnitzer) основывает в городе Фрайлассинг, что в Баварии (недалеко от границы с Австрией), мастерскую по ремонту автомобилей "Opel" и становится официальным представителем этой компании. Кроме того, фирма Шнитцера дает всем желающим уроки вождения. Немного позже к ней пристраивают бензоколонку, а в 1938 году, построив рядом магазин, предприимчивый хозяин разворачивает торговлю "Опелями". К этому времени на фирме работает уже 6 человек. В следующем году оборот предприятия снова растет: Шнитцер становится дилером немецкого "Ford" и продает легковые и грузовые автомобили, собранные на кельнском заводе фирмы. К сожалению, в 1945-м основатель и владелец предприятия умирает, однако семья сохранила бизнес, даже более того: в 1955 году "Schnitzer" вступает в торговые отношения с ныне забытой маркой "Borgward", годом позже добавляется FIAT. У Джозефа Шнитцера осталось двое сыновей - также Джозеф и Герберт (Herbert). Первый в 1962 году получает диплом инженера. После этого братья покупают разбитый FIAT, восстанавливают его и выставляют на гонки. За рулем - Джозеф Шнитцер. В следующем году он продолжает выступления уже на модели "FIAT Abarth 750". В это время Герберт уже возглавляет основной бизнес фирмы - торговлю автомобилями. В 1964-м он включает в сферу деятельности новые и подержанные BMW, чем немедленно воспользовался Джозеф: в том же году он дорабатывает головку блока для мотора "BMW 1800ti" и уже за рулем этого подготовленного автомобиля продолжает свою гоночную карьеру. В 1966-м на модели "2000ti" он завоевывает титул чемпиона в немецком "кузовном кольце", после чего отходит от гонок и присоединяется к брату для дальнейшего расширения деятельности фирмы: строится новый торговый зал, в 1967 году формируется подразделение "Team Schitzer", в задачи которого входит разработка гоночной техники и непосредственно участие в соревнованиях. Из мастерских братьев Шнитцер выходят гоночные BMW серий "-02", "CS" и "CSL". В 1969-м подготовленная ими "02"-я завоевывает первое место в немецком кольцевом чемпионате. В 70-м и 71-м аналогичный результат показывают гонщики фирмы на "BMW 2,8CS". В 1972 и 1974 годах к трофеям команды добавляются победы в 6-часовых гонках на Нюрбургринге. Однако, подготовка новых гоночных версий 6-цилиндрового "CS" требовала все больших капиталовложений, поэтому работы в этом направлении в 1974-м постепенно сворачиваются. Кроме того, "Schnitzer" работает над настройкой моторов для частных клиентов и проектами, связанными с "формульными" гонками.В 1973 году Джозеф Шнитцер проектирует свою версию четырех клапанной головки блока гоночного мотора, с которым два года спустя Жак Лаффит (Jacques Lafitte) становится чемпионом в европейской Формуле 2. В 1975-76-м конструктор сотрудничает с "BMW AG" по поводу создания 750-сильного 6-цилиндрового двигателя для "BMW 3,2CSL" группы 5, оснащенного двумя нагнетателями марки KKK, а также совершенствования 4-клапанной головки блока. Кроме собственно гоночной деятельности "Schnitzer" активно осуществляет разработки "на сторону". Забавно, но упоминание о фирме мне удалось найти даже в советском "За рулем" (№7/78), где сообщалось, что компания выполнила заказ от "Toyota" на подготовку модели "Celica" по гоночной группе 5. Автомобиль оснащен 2-литровым турбодвигателем мощностью 560 л.с. Сама "Team Schnitzer" в 1977 году выставила в той же группе в Германском чемпионате "кузовного кольца" модель "BMW 2002 turbo", оснащенную 1,4-литровым турбомотором, где пригодились наработки Джозефа Шнитцера по "BMW CSL" группы 5. К сожалению, радость побед омрачается трагическим событием. В 1978 году этот бесспорно талантливый инженер погибает в автокатастрофе. Компания же продолжает развиваться. Конец 70-х ознаменовался серией достаточно удачных сезонов в Германском чемпионате для нового гоночного "BMW Schnitzer 320 turbo": победа в 1978-м, третье место - в 1979-м и второе - в 1980 году. В следующем - 1981-м - "Schnitzer" создает свой самый мощный гоночный болид на основе "BMW M1". По разным данным его мощность - от 800 до 950 л.с. В 1982 году в промышленной зоне Фрайлассинга строятся новые производственные помещения для гоночного и тюнингового подразделений. Спортивные успехи компании создали ей непререкаемый авторитет. Полученный опыт и наработки Герберт Шнитцер переносит в производство дорожных легковых автомобилей, которое разворачивается в 1979 году. К 1981 году по данным журнала "Auto Motor und Sport" продажи компании по всем направлениям составляют около DM10 млн. Однако, Шнитцер не единственный, кто начал расширение бизнеса в эту еще мало освоенную область. Вилли Коль (Willi Kohl), владелец крупнейшей немецкой фирмы по торговле автомобилями BMW - "Kohl Automobile GmbH", базирующейся в городе Аахен, также планировал приобщиться к тюнингу и тем самым расширить сферу своей деятельности. Проблема заключалась в том, что "Kohl" по-немецки означает "капуста", что явно не подходило на роль марки для престижного заказного автомобиля. Зато фирма владела широкой сетью дилерских пунктов. Как и следовало ожидать, будущие партнеры быстро поняли перспективность сотрудничества, и 1 января 1987 года ими была образована компания "AC Schnitzer automobile technik GmbH" со штаб-квартирой в том же Аахене. Буквы "АС" в названии - это код города на выдаваемых здесь номерных знаках. В новой структуре "Kohl" несет ответственность за маркетинговую и торговую деятельность, а команда Шнитцера принимает участие в разработке моделей совместно со специалистами самой "AC Schnitzer". По этой причине услуги по тюнингу BMW могут предложить как в Аахене, так и в Фрайлассинге - в мастерских "Schnitzer". Гоночная деятельность фирмы принесла ей целую череду побед в личном зачете в конце 80-х: 1986-й и 1988-й - чемпионат Европы, 1987-й - чемпионат мира, 1989-й - чемпионаты Германии и Италии, 1985-86, 1988 и 1990-й - 24 часа в Спа (Бельгия). В 90-е "Team Schnitzer" уже тесно сотрудничает с баварским концерном в области автоспорта: за одни чемпионаты и важные соревнования отвечает заводская гоночная команда, за другие - Герберт Шнитцер. В гоночном подразделении работает уже 22 человека. В 1991-92 годах гонщики "Team Schnitzer" удачно выступают в DTM, в 1993-м штурмуют BTCC (1-2 места в личном зачете, 1-е - в зачете марок), выступают в Индонезии (1-3 места). Фирма устанавливает контакты с одной из гоночных команд Малайзии при партнерстве заводского гоночного подразделения BMW. В 1994 году, наряду с выступлениями в BTCC, "Schnitzer" участвует в чемпионате Японии. Далее происходит перераспределение обязанностей: в 1995-м команда Шнитцера уходит из Британии и сосредоточивается на Стране восходящего солнца. Результат - титул в местном чемпионате. Кроме того: победа в немецком STW, а также - очередная в Спава. Последующие годы не менее результативны. Причина, многочисленных побед, заключается в тесной кооперации, установившейся между "Баварскими моторными заводами" и тюнинговыми ателье. Например, победа в Ле-Мане'99. Представлявшая "BMW AG" команда "BMW Motorsport" была сфомирована для этих соревнований из специалистов "Schnitzer", BMW, а также партнера Мюнхена в гонках Ф1 - "Williams". Активное участие в гонках позволяет предложить клиентам серьезную программу: модификации двигателей, подвесок и трансмиссии. Все коммерческие разработки обкатываются на Нюрбургринге и проходят тестирование в ходе соревнований. В начале-середине 90-х компания разрабатывает на основе 3-й серии Е36 целую серию эксклюзивных суперкаров, которые в полной мере демонстрируют потенциал компании Герберта Шнитцера и фирмы "AC Schnitzer":  За ними в 1998-1999 гг. последовал родстер "Z3 V8" с двигателем мощностью 310 л.с., и основанная на "трешке" Е46 модель "S3 A.R.T , оснащенная турбодвигателем мощностью 370 л.с. В 1997 году "AC Schnitzer" выпускает еще одну редкую модель - "юбилейную" "S3 3,2 compact". Угольно-черный трехдверный "хэтчбек", оснащенный 6-цилиндровым мотором мощностью 260 л.с., собран всего в 10 экземплярах. предложив покупателям тюнинговые версии мотоциклов BMW. Разнообразие направлений деятельности организации Герберта Шнитцера, естественно, привело к образованию нескольких подразделений. В настоящее время тюнингом, во взаимодействии с "AC Schnitzer", занимается подразделение "Schnitzer Automobile Technik", гоночная деятельность находится в ведении "BMW Motorsport Team Schnitzer", а "Autohaus Schnitzer" отвечает за торговлю автомобилями BMW.(Контора 1 Контора 2)

Карта Германии

 Адреса и телефоны тюнинговых компаний