Разработки "Hamann" на базе "BMW E36".

1-2. Начальный уровень настройки: 4-цилиндровые "трешки". В частности, на фото представлена модель "316i Turbo compact" 1997 года. Основой послужил двигатель "M43 B16" (OHC, 8 клапанов, рабочий объем - 1596 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 84,0х72,0 мм., степень сжатия - 9,7:1, мощность - 102 л. с. при 5500 об/мин., крутящий момент - 150 Нм при 3900 об/мин), которым комплектовали данную версию "серии 3" в 1994-1999 гг. Такой двигатель разгонял машину до 188 км/час, до "сотни" - за 12,3 сек. Предлагавшийся "Turbo Kit" от "Hamann" включал в себя турбину, промежуточное охлаждение подаваемого во впускной тракт воздуха, спортивный воздушный фильтр, перепрограммированный блок управления мотором, настроенную выхлопную систему. В результате мощность возрастала до 118 л. с. Кстати, на выхлопную систему следует обратить особое внимание: собрана она, судя по всему, аж из целых двух в стиле DTM.
Плюс, на машине установлен фирменный (обратите внимание на направляющие под задним бампером для проходящего под днищем воздуха) аэрокомплект STW (антикрылья, пороги, спойлеры), новый комплект дисков "Hamann PG" и шин "ContiSportContact" (размером, соответственно, 8,5Jx17 и 225/45 ZR17 спереди и 9,0Jx17 и 245/40 ZR17 сзади). Претерпел изменения и интерьер: установлены алюминиевые, фирменного дизайна, педальный узел и площадка под левую ногу, спортивное рулевое колесо с подушкой безопасности; на полу постелены коврики с логотипом "Hamann". Кстати, о скоростных параметрах модели ничего не сообщается, однако, новая панель приборов снабжена спидометром, размеченным до 280 км/час. Цена этого экземпляра в 1997 году, когда он был собран, составляла DM112000. В настоящее время он продается примерно за DM50000.
Кроме того, аналогичные "турбо-комплекты" предлагались и для самых мощных из 1,8-литровых "трешек" - моделей "318is"/"318ti" с мотором серии "M42 B18" (DOHC, 16 клапанов, рабочий объем - 1796 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 84,0х81,0 мм., степень сжатия - 10,0:1, мощность - 140 л. с. при 6000 об/мин., крутящий момент - 175 Нм при 4000 об/мин; максимальная скорость в зависимости от типа кузова - 209-213 км/час, разгон 0-100 км/час - за 9,9-10,2 сек.; производство - в 1992-1996 гг.) и "M44 B19" (DOHC, 16 клапанов, рабочий объем - 1895 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 85,0х83,5 мм., степень сжатия - 10,0:1, мощность - 140 л. с. при 6000 об/мин., крутящий момент - 180 Нм при 4300 об/мин; максимальная скорость в зависимости от типа кузова - 209-214 км/час, разгон 0-100 км/час - за 9,9-10,2 сек.; производство - в 1996-1998 гг.). В первом случае мощность повышалась до 190 л. с., во втором - до 208 л. с.
3-6. На странице, посвященной "BMW E36 M3", я упоминал, что фирма "BMW M GmbH" в свое время рассматривала возможность производства "M3"-й в версии "Compact". В дальнейшем эти планы так и не сбылись, однако идею подхватила "Hamann Motorsport" и предложила свою собственную разработку - "HM 3,2/350".
Как ясно из названия, в движение этот аппарат приводится 3,2-литровым двигателем от "BMW E36 M3". Прежде всего, потребовалось внести некоторые изменения в конструкцию силовых элементов подкапотного пространства, чтобы разместить там новый агрегат. Затем реконструкции подвергся он сам: перепрограммированная система управления изменяющимися фазами газораспределения ("VANOS") и впрыском-зажиганием ("Bosch Motronic"), оптимизированный выпускной коллектор, углепластиковый бокс на впускном тракте для "заталкивания" воздуха в цилиндры (на фото №5 - желтого цвета), а также новая выхлопная система позволили увеличить мощность мотора с 321 до 350 л. с.
Далее крутящий момент передается на ручную 6-ступенчатую КПП от той же "BMW M3". Задняя ось снабжена 40% самоблокирующимся дифференциалом.
Результат: разгон с места до "сотни" - за 4,8 сек., максимальная скорость - 289 км/час.
Столь горячий темперамент потребовал пересмотра и доработки аэродинамики кузова. Реконструкция была осуществлена с использованием деталей оперения "Competition". Новый передний бампер с дополнительными "плавниками" (на фото - желтые) придает машине отменно-агрессивный вид и, в то же время, нивелирует воздействие подъемной силы на передние колеса, заменяя ее прижимной. Для задних колес аналогичную работу выполняют специально проработанные аэродинамические элементы на бампере и регулирующееся антикрыло на крышке багажника, а также дополнительное антикрыло, пристроенное под бампером (желтая полоса на фото №4). Расширенные колесные арки, привинчиваемые к стандартным крыльям, увеличивают ширину этого "компакта" до 184 см. и позволяют смонтировать сверхширокие шины "Yokohama": 285/35ZR18 (сзади) и 245/40ZR18 (спереди). Колесные диски - составные, из трех частей, размером, соответственно, 12Jx18 и 9Jx18. Кроме того, модель комплектуется накладками на пороги с воздуховодами для задних тормозных механизмов, углепластиковым капотом, зеркалами заднего вида в стиле "M3" и специальным поддоном, закрывающим узлы и агрегаты под днищем и придающим ему, таким образом, более аэродинамически выгодную форму.
Специальный комплект для подвесок понижает дорожный просвет на 40 мм.; в зависимости от пожеланий клиента насторойка амортизаторов может быть выполнена для езды по обычным дорогам или треку. На верхних опорах передней подвески установлена распорка.
Тормоза - вентилируемые, диаметр дисков - 330 мм.
Салон можно полностью отделать кожей, либо создать аскетичный гоночный интерьер.
Компания "Hamann Motorsport" собирает модель "HM3,2/350" только на заказ и просит за нее от DM140000, что принимая во внимание уникальность этого аппарата, достаточно недорого. Однако, на момент написания этой заметки образец такой модели, прошедший 15000 км., предлагался самой фирмой уже за DM99750.

"...Едва сойдя со сборочного конвейера, новый кабриолет BMW "серии 3" сразу привлек к себе внимание фирмы "Hamann Motorsport".
Она доукомплектовала его всеми атрибутами спортивного автомобиля: интегральными спойлерами спереди и сзади, спортивной подвеской, колесами с дисками из легкого сплава и шинами размером 245/40 ZR17.
Оснащенный двигателем рабочим объемом 2,8 л. (мощность - 260 л. с., максимальный крутящий момент - около 30 кгм при 4700 об/мин.), кабриолет способен развивать скорость до 254 км/час.С места до 100 км/час он разгоняется за 6,6 сек..." ("BMW 325i Cabrio Hamann" - "Клаксон" №7/93)
Для модели "BMW 320i" ("M50B20, R6, 24 клапана, DOHC, 1991 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 80,0х66,0 мм., степень сжатия - 11,0:1, мощность - 150 л. с. при 5900 об/мин, крутящий момент - 190 Нм при 4200 об/мин; максимальная скорость - 212-214 км/час, разгон 0-100 км/час - 9,8-10,6 сек. в зависимости от типа кузова; 1990-98 гг.) предлагался комплект "HM5/2,6" (коленчатый вал, поршни, шатуны, распределительные валы, воздушный фильтр, глушитель), позволявший без расточки цилиндров увеличить объем до 2,6 литра, а мощность - до 210 л. с.
Для "323i" ("M52B25" R6, 24 клапана, DOHC, 2494 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 84,0х75,0 мм., степень сжатия - 10,5:1, мощность - 170 л. с. при 5500 об/мин, крутящий момент - 245 Нм при 3950 об/мин; максимальная скорость - 223-227 км/час, разгон 0-100 км/час - 8,0-8,3 сек.; 1996-99 гг.), "325i" ("M50B25" R6, 24 клапана, DOHC, 2494 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 84,0х75,0 мм., степень сжатия - 10,5:1, мощность - 192 л. с. при 5900 об/мин, крутящий момент - 245 Нм при 4200 об/мин; максимальная скорость - 229-233 км/час, разгон 0-100 км/час - 7,9-8,6 сек.; 1990-96 гг.) и "328i" ("M52B28" R6, 24 клапана, DOHC, 2793 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 84,0х84,0 мм., степень сжатия - 10,2:1, мощность - 193 л. с. при 5300 об/мин, крутящий момент - 280 Нм при 3950 об/мин; максимальная скорость - 230-236 км/час, разгон 0-100 км/час - 7,3-7,7 сек. в зависимости от типа кузова; 1996-99 гг.) - комплект "HM5/3,0": мощность - 244 л. с.
Кроме того, на выбор предлагалось огромное количество вариантов панелей на кузов (на фото - вариант STW), 17" и 18" колесных дисков, стабилизаторы поперечной устойчивости, комплекты пружин и амортизаторов для уменьшения дорожного просвета на 35 мм., алюминиевые полированные распорки на верхние опоры подвески, глушители с патрубками диаметром 76 мм.
"...Представив полгода назад на автосалоне в Женеве универсал на базе 3-й серии, баварцы попали в точку. И сама по себе машина смотрится неплохо, да и спрос на универсалы до сих пор очень высок. Очевидно, также думает и фирма "Hamman Motorsport", взявшаяся за переделку универсала на свой лад.
Здесь очень серьезно подошли к силовому агрегату. Например, для модификации "328i" рабочий объем двигателя увеличен до 3,2 литра, а его мощность подняли до 268 л. с. Стоит такая работа немало - DM12800. Но заказчик знает, за что платит: до 100 км/ч автомобиль разгоняется теперь за 6,2 секунды, а максимальная скорость выросла до 255 км/ч!
Дабы на таких скоростях сильнее прижать машину к дороге, спереди установили новый спойлер стоимостью DM575. Несколько изменена пластика задней части, включая новый спойлер с дополнительным стоп-сигналом.
С помощью комплекта новых пружин (DM328) клиренс уменьшили на 40 мм. Дополнительно можно установить газонаполненные амортизаторы. Выбор дисков колес широчайший - от скромных 15-дюймовых до огромных размером 10Jx18. На фотографии изображен вариант с дисками 8Jxl7, обутыми в низкопрофильные покрышки "Goodyear" 235/40 ZR17. Комплект таких колес стоит DM4990.
Ну а завершает картину богатая внутренняя отделка, включая алюминиевые педали, анатомические передние сиденья и пестро раскрашенную приборную панель..." ("Самая быстрая "трешка"-универсал" - "Авторевю" №15/95)

Как и "AC Schnitzer", "Hamann Motorsport" для серии "E36" (правда, только с кузовом "купе") предлагал версию "widebody", получившую наименование STW. В комплект входили:
- переработанный передний бампер с отверстиями для подвода воздуха к передним тормозам,
- прикрепленные к нему по бокам "плавники" из углепластика для организации потока воздуха вдоль бортов кузова и увеличения прижимной силы на передней оси при высоких скоростях,
- крепящиеся к родным крыльям расширенные арки,
- пороги с отверстиями в задних концах для подвода воздуха к задним тормозам,
- антикрыло на крышке багажника для создания дополнительной прижимной силы на задней оси,
- переработанный задний бампер с аэродинамической юбкой, предназначенной для той же цели,
- специальный направляющий аппарат с антикрылом из карбона, установленный на заднем бампере для организации потока воздуха под днищем и улучшения сцепления задних колес с дорогой,
- изготовленный из углепластика капот с воздухозаборником (см. фото №14),
- алюминиевая, в гоночном стиле, заливная горловина бензобака.
Колесные диски и шины размером, соответственно, 9Jx18 и 245/40ZR18 (спереди) и 12Jx18 и 295/35ZR18 (сзади). В подвесках установлены специально разработанные пружинные стойки, новые амортизаторы и пружины с прогрессивной характеристикой. Дорожный просвет уменьшен примерно на 35 мм.
Модифицированная выпускная система оснащена сдвоенными выхлопными трубами в DTM-стиле.
Что касается программы по двигателям, то под капот можно имплантировать любой агрегат из программы "Hamann Motorsport" для "BMW E36".

1-5. "BMW M3" (1996 год) в исполнении "Hamann Motorsport" - достаточно простая, но очень стильная модификация: комплект спойлеров, колесные диски из алюминиевого сплава, отделка интерьера, реконструкция выпускной системы с патрубками в DTM-стиле.
6-7. "Hamann M3 3,0" (1994 год). Тем, кто считает свою "M3"-ю ("S50B30" R6, 24 клапана, DOHC, 2990 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 86,0х85,8 мм., степень сжатия - 10,8:1, мощность - 286 л. с. при 7000 об/мин, крутящий момент - 320 Нм при 3600 об/мин) недостаточно мощной и быстрой, "Hamann Motorsport" предлагает провести ряд модификаций. За DM13500 на машину клиента устанавливают 3-литровый 24-клапанный мотор, оснащенный специальным выпускным коллектором и переработанными электронными блоками управления двигателем "Motronic" и контроля системы изменения фаз газораспределения "VANOS". Под капотом красуется изготовленный из карбона впускной коллектор, конструкция которого позволяет использовать эффект аэродинамического наддува. Также в комплект входит спортивный глушитель с двумя патрубками диаметром 76 мм в DTM-стиле.
Мощность двигателя повышается до 330 л. с. Разгон с места до 100 км/час занимает 5,3 сек., а максимальная скорость после отключения ограничителя составляет 284 км/час.
Передний бампер оснащается мощным спойлером, на крышку багажника монтируется антикрыло. Для улучшения управляемости модифицируется подвеска, дорожный просвет уменьшается на 40 мм. Выбор колесных дисков - от сравнительно скромных 8Jx17 до экстремальных 10Jx18, для установки которых на заднюю ось приходится расширять колесные арки.
8-13. Для "BMW M3" с двигателем "S50B32" (R6, 24 клапана, DOHC, 3201 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня - 86,4х91,0 мм., степень сжатия - 11,3:1, мощность - 321 л. с. при 7400 об/мин, крутящий момент - 350 Нм при 3250 об/мин) также предлагался комплект из специального бокса на впускном коллекторе, воздушного фильтра, модифицированного выпускного коллектора, глушителя с двумя патрубками и перепрограммированной системы "Bosch Motronic". Мощность после реконструкции составляла 345 л. с. Кроме того, компания предлагала отдельно "перепрошить" блок управления мотором, снять ограничитель скорости ("Hamann M3 3,2", изображенный на фото, развивает до 272 км/час). Еще в арсенале "Hamann Motorsport" имелась собственная система контроля тягового усилия с 5 режимами функционирования, которую в фирменной мастерской предлагали установить на автомобили с электронной ABS.
Для подвесок были разработаны два комплекта: пружины (уменьшение дорожного просвета на 35 мм.) + амортизаторы (передние стойки позволяли регулировать дорожный просвет) или только пружины (уменьшение просвета на 25-40 мм.).
Как обычно, список "Hamann Motorsport" включал в себя множество вариантов внешней обвески и отделки интерьера, 17-18" колесные диски, выхлопные системы.
14-15. "Hamann V12/5,8 Coupe" на базе "BMW E36": супер-"купе" с 12-цилиндровым мотором. Объем двигателя "BMW 850Ci" ("M70" V12, OHC, 24 клапана, рабочий объем 4988 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня 84,0х75,0, степень сжатия 8,8:1, мощность 300 л. с. при 5200 об/мин, крутящий момент 450 Нм при 4100 об/мин; максимальная скорость 250 км/час, разгон с места до 100 км/час за 6,8 сек.) нарастили до 5750 куб. см., мощность увеличили до 425 л. с. при 5300 об/мин. Полученный агрегат вмонтировали под капот "купе" серии "Е36", проведя, естественно, практически полную реконструкцию кузова. В результате этот болид способен разогнаться до 321 км/час, "сотню" с места набрать за 4,1 сек., а 200 км/час - за 13,5 сек. По непроверенным данным, этот аппарат был растиражирован в 2-3 экземплярах стоимостью DM195000 каждый. На подобные эксперименты, кроме "Hamann Motorsport", решились только специалисты "Racing Dynamics", запихнувшие V12 (правда, объемом "всего" в 5,5 литра) в "BMW E36 Compact" - модель "K55 Compact".

(TuningAuto)