Разработки "Hartge" на базе "BMW E30".

Компания "Hartge" предлагала целую серию моделей на базе "BMW E30". Помимо сумасшедших "H35-24" и "H35-24s" существовало множество менее мощных вариантов.
1-6. Разработки на базе двигателей "M20" - "маленькая шестерка". С презентацией в ноябре 1982-го нового семейства маленьких BMW фирмой "Hartge" на базе самой "крупной" из них - "323i" (2316 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня 80,0х76,8 мм., степень сжатия 9,8:1, мощность 139 л. с. при 5300 об/мин, крутящий момент 205 Нм при 4000 об/мин) - была разработана версия "H23": реконструированная головка блока цилиндров, новый распредвал, выпускная система. Результат: 170 л. с. при 6100 об/мин, 223 Нм при 3900 об/мин. Разгон с места до 100 км/час снизился с 9,2 до 7,7 сек., максимальная скорость возросла с 200 до 212 км/час. Однако, в дальнейшем BMW повысила мощность "323i" до 150 л. с., а с 1985-го заменила ее моделью "325i" (2494 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня 84,0х75,0 мм., степень сжатия 9,7:1 (8,8:1 в версии "Kat" - с 1986-го), мощность 171 л. с. при 5800 об/мин (170 л. с. при 5800 об/мин), максимальный крутящий момент 226 Нм при 4000 об/мин (222 Нм при 4300 об/мин), разгон с места до 100 км/час - за 8,3 (8,3) сек., максимальная скорость 217 (218) км/час). Посему "Hartge" предложила новые версии уже для 2,5-литровой модели (скорее всего, упор был сделан именно на "нейтрализаторную" версию): "H23" напрямую конкурировала бы с заводской продукцией. Вариант "H26" развивал 190 л. с., разгон до 100 км/час - 7,1 сек., маскимальная скорость - 222 км/час; "H27" - 205 л. с., разгон до 100 км/час за 7,2 сек., максимальная скорость 234 км/час (фото №№1, 4 размещены с разрешения автора
"BMW E30 Tuning seite", фото №3 - с разрешения автора "The unofficial Hartge registry", №2 - с сайта "Die tiefstapler"). Кстати, взгляните на номерные знаки - ничего не напоминает? Точно - аналогичный код "AC" несут модели от "AC Schnitzer". Однако машины - действительно от "Hartge". Причина таких хитросплетений в том, что один из соучредителей "AC Schnitzer" - базирующаяся в Аахене "Kohl Automobile GmbH", группа компаний, включающая в себя, в том числе и крупную дилерскую сеть по BMW, - с 1981 по 1987 год являлся дистрибьютором продукции "Hartge". Прекращение этого сотрудничества, вероятно, связано с желанием "Kohl Automobile" более плотно заняться этим направлением деятельности (в качестве соучредителя) - результатом как раз и стало образование "AC Schnitzer".
7-9. Разработки на базе двигателя "M30". Наряду с настройкой собственных моторов серии "E30", "Hartge" предложила две версии, оснащенные двигателями большего объема от серии 5 - "большая шестерка". "H28" (фото №7) на базе мотора от "528i" (вероятно, выпускалась до осени 1987-го: тогда этот двигатель убрали из программы BMW, вполне возможно, с презентацией новой "пятерки") - 2788 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня 86,0х80,0 мм., мощность 184 л. с. при 5800 об/мин, крутящий момент 240 Нм при 4200 об/мин. В версии "Hartge" этот мотор развивал 210 л. с., с ним "H28" разгонялась с места до 100 км/час за 6,9 сек. и достигала максимальной скорости в 229 км/час. Версия "H35" - на базе мотора в 3,5 литра - не путать с двигателем от "M5", установленным на "Hartge H35-24" и "H35-24s"! Этот агрегат (OHC, 12v, 3430 куб. см., диаметр цилиндра х ход поршня 92,0х86,0 мм.) устанавливался на модель "BMW M535i" (218 л. с. при 5500 об/мин, 310 Нм при 4000 об/мин), "BMW 635CSi" (218 л. с. при 5200 об/мин, 290 Нм при 4300 об/мин), а в исполнении от "Hartge" (фото №№8-9) развивал 250 л. с., что давало возможность разгоняться до 248 км/час, а до 100 - за 6,2 сек. "Пятерки" BMW с этим двигателем выпускались до 1992 года (фото №№7, 9 размещены с разрешения автора
"BMW E30 Tuning seite", фото №8 - с официального сайта "Hartge").

TuningAuto