В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ?

На BMW о переработке автомобилей всерьез заговорили в 1990 году и тогда же открыли первую линию по демонтажу старых машин. В сентябре того же года начал работать отдел, который занимался исключительно вопросами рециклинга (переработки).
Годом позже по инициативе BMW была образована группа немецких автопроизводителей, заинтересованных в развитии технологий по переработке старых машин. А еще через три года под Мюнхеном начал работать Центр BMW по утилизации под названием RDZ. Аббревиатура RDZ означает Recycling & Dismantling Center, Центр по переработке и утилизации. Центр напоминает небольшой заводик. С той лишь разницей, что на обычном заводе из сырья делают машины, а здесь из автомобилей делают сырье.

В центре работает всего 20 человек, силами которых в год перерабатывается несколько сотен машин. Почему так мало? Дело в том, что RDZ — это в первую очередь лаборатория по отработке технологии утилизации. Местные спецы гордо называют свое заведение "центром по озеленению", но мне RDZ показался своеобразным автомобильным некрополем. А ритуал "захоронения" здесь такой.
Переработку старых автомобилей можно разделить на четыре этапа.
Сначала автомобиль обезвоживают — удаляют масло и техническую жидкость. Конечно, никаких ведер или бутылочек для слива здесь нет. Все автоматизировано: машину загоняют на стенд, присоединяют шланги и высасывают из нее все соки. А различных жидкостей в BMW немало. В среднем с каждого автомобиля сливают 19 литров всякой всячины — это остатки бензина, моторное и трансмиссионное масло, тормозная и охлаждающая жидкость, жидкость из гидроусилителя рулевого управления. Если умножить 19 литров на девять миллионов подлежащих ежегодной утилизации автомобилей в Европе, то получится внушительная цифра: 174 млн литров — столько везет на себе гигантский океанский танкер. На "осушение" машины в среднем уходит 20 минут.
Здесь же снимают аккумуляторную батарею и вызывают срабатывание надувных подушек безопасности (чтобы не "пальнули" при демонтаже салона).
Второй этап — демонтаж деталей, которые можно использовать вторично в качестве запасных частей. Кстати, многие заводы по переработке живут как раз продажей запчастей, снятых со старых машин. Конечно, обманывать покупателей здесь не собираются: старые детали продаются именно как старые детали.


Еще мгновение — и "семерка" превратится в лепешку


Сведения обо всех снятых деталях заносятся в компьютер


Мотор. Здесь тоже есть чем поживиться


Подушки и спинки сидений отправляют в автоклав

Вы думаете, что "бэушные" запчасти там никто не купит? Еще как покупают! Ведь в Европе до сих пор много старых машин, для которых вполне подойдут неновые детали (например, для замены поврежденных в легкой аварии бамперов и фар). Не надо сбрасывать со счетов и бездонный "вторичный" рынок Восточной Европы — там старые детали вообще с руками оторвут.
Кстати, во дворе завода покоилось около десятка разбитых на краш-тестах автомобилей. Я было предположил, что чуть ли не половину такой машины можно отправить на запчасти, но немцы замахали руками: нет-нет, снимать детали с этих машин нельзя! Мы не можем дать гарантию, что после удара все узлы сохранили свою работоспособность.
Но ведь задняя часть некоторых машин практически цела? Можно, например, использовать панели кузова, подвеску, колеса. В России за такие запчасти дали бы хорошие деньги... Ответ хозяев центра был еще более категоричен: запчасти с автомобилей после краш-тестов и аварий не снимаются — это закон. Вот так-то.
Затем демонтируют те детали, которые можно пустить на переработку. Это чистосортные пластмассы, резина, стекло. Сортируют все в основном вручную, и это самый трудоемкий процесс. Но есть и разные ухищрения. Например, здесь внедрили специальную систему распознавания пластмасс. Около 30 различных полимеров могут быть идентифицированы в течение одной секунды с помощью так называемой инфракрасной спектроскопии. После сортировки пластмасс по видам их можно подвергнуть высококачественной переработке и пустить на производство новых деталей.
Третий этап — прессование и измельчение останков автомобиля в гигантской "мясорубке". Такие молотилки частенько можно увидеть в боевиках — как правило, перед самым бункером из машины успевает выскочить связанный бандитами герой фильма.
В центре RDZ "джеймсбондовских" подвигов не делают. Просто измельчают автомобиль в мелкую крошку, а затем извлекают из этой массы черные и цветные металлы. Металл также сортируется и отправляется на переплавку.
Все, что остается после третьего этапа (а это около 15% от массы машины), называется "легкой фракцией". При сжигании эта смесь выделяет столько же тепла, сколько дает бурый уголь. Поэтому "легкую фракцию" пробуют использовать как топливо на теплоэлектростанциях.

АВТО ревю