FAQ для турбированных автомобилей

Профи любезно отвечают на ваши вопросы
У всех нас возникают вопросы, на которые мы хотим знать ответы как можно быстрее. Чтобы не ждать ответа очень долго, мы сделали для вас этот FAQ. Здесь мы попытались ответить на большую часть Ваших вопросов, которые возникают при тюнинге турбированных автомобилей. Ввиду того, что рынок тюнинга у нас только начинает формироваться, мы постепенно будем заполнять этим FAQ пробелы в знаниях. Этот раздел постоянно обновляется.

1. Почему Вы рекомендуете начинать тюнинг турбированного автомобиля с замены выпускной системы?

2. Что такое большая турбина и что она дает?

3. Зачем нужно менять топливную систему и когда это необходимо?

4. Что дают распредвалы на турбированном двигателе?

5. Что такое буст-контроллер и могу ли я его поставить на нетурбированную машину?

6. Сколько у меня будет л/с после установки буст-контроллера?

7. Как сильно возрастает расход топлива после тюнинга?

8. Насколько сильно влияет на ресурс установка буст-контроллера, турбины и выпускной системы?

9. Как долго и после каких операций надо "обкатывать" мотор?

10. Хочу поставить себе перепускной клапан (blow off valve). Что он мне даст?

11. Я слушал что иногда нужно обнулять компьютер. Зачем и как часто это надо делать?

12. У меня Mitsubishi Carisma 1.6, Toyota Camry 2.4, Nissan Almera 1.4 и т.д. Что можно с ней сделать и можно ли установить на нее турбину?

1 Q: Почему Вы рекомендуете начинать тюнинг турбированного автомобиля с замены выпускной системы?

A: Во-первых, на любом евопейском/японском автомобиле стоят катализаторы. Они съедают бОльшую часть мощности и не дают выхлопным газам свободно покидать пределы цилиндров. Для примера, на Impreza WRX STi стоят 3 (три) катализатора, причем один до турбины. Но дело не только в катализаторах. Штатный диаметр труб практически на любой машине, это 52-59 мм. Любая японская тюнинговая выхлопная система для турбированного автомобиля имеет диаметр как минимум 75 мм., а на Nissan Skyline GT-R и все 105 мм. Итак, что же дает выпускная система? Выхлопные газы свободно "вылетают" из двигателя, не создавая затыков в ГБЦ. Выпускной коллектор ("паук", exhaust manifold) обычно имеет схему 4-2-1 или 4-1 и части равной длины. Полная выпускная система на Impreza GT/WRX даст прибавку в 35-45 л.с. и это будут не "виртуальные" лошади, а вполне реальные.

2 Q: Что такое большая турбина и что она дает?

A: Большая турбина, это турбина бОльшей производительности. Внешне она отличается размерами. Обычно такие турбины имеют подшипники скольжения на оси крыльчатки. Смысл установки большой турбины в следующем. Например, если для достижения штатного давления на Impreza в 0.9 бара, обычной турбине требуется, предположим, 1 секунда, то большой турбине для этого достаточно 0.6 секунды. Это если совсем просто. Так же большая турбина пропускает воздух с меньшей температурой и может более стабильно держать высокое (1.5-2.0 бара) давление. Это что касается приемуществ больших турбин. К недостаткам можно отнести бОльший "провал" (лаг, турбо-яма), как правило на 500-1000 об/мин, в зависимости от размера турбины. Естественно, турбины бОльшей производительности по размерам отличаются и между собой. Есть просто огромные экземпляры.

3 Q: Зачем нужно менять топливную систему и когда это необходимо?

A: Двигатель работает на смеси бензина и воздуха, все это знают. Стандартные форсунки и бензонасос рассчитаны на стандартный мотор. Если в мотор устанавливаются новые распредвалы с бОльшим подъемом клапанов, поднимается давление или устанавливается большая турбина, то производительности стандартной топливной системы начинает не хватать и смесь становится бедной, и как следствие возрастает температура внутри камеры сгорания и в некоторых случаях появляется детонация. В таком случае, чтобы откорректировать смесь, приходится прибегнуть к замене всех или отдельных элементов топливной системы. Комплект топливной системы обычно включает в себя форсунки большей производительности (540сс-1000cc), топливную рейку, бензонасос (200-250 l/h) и регулятор давления топлива.

4 Q: Что дают распредвалы на турбированном двигателе?

A: Лошадиные силы!!! Все тюнинговые распредвалы идут с бОльшим подъемом кулачков и с другими фазами, соответственно с помощью их можно "запихивать" в цилиндры бОльшее количество смеси, что и дает в конце концов прибавку мощности. В зависимости от "фаз", они дают прибавку либо на низких оборотах, либо на средних, либо на высоких. При соответствующей настройке ECU, распредвалы, в зависимости от "агрессивности" могут прибавить 7-30% мощности.

5 Q: Что такое буст-контроллер и могу ли я его поставить на нетурбированную машину?

A: Буст-контроллер, это прибор, позволяющий "на ходу" регулировать давление наддува. На нетурбированный автомобиль его установить нельзя.

6 Q: Сколько у меня будет л/с после установки буст-контроллера?

A: Точного ответа на этот вопрос нет. Это очень индивидуально. Все зависит от модели автомобиля, состояния двигателя, состояния турбины (вернее степени ее "убитости") и самое главное от того, что уже сделано с автмобилем. Так же не всегда удается сильно поднять давление. Практически в любом блоке управления (ECU) турбированной машины стоит "отсечка", которая прекращает подачу топлива при определенном давлении наддува. Как правило это значение немного выше стандартного давления. Например, для Impreza GT 1999 г.в. это 1.2 бара, в то время как стандартное давление равно 0.9 барам. Если с помощью буст-контроллера увеличить давление наддува до 1.15 бара, то мощность со стандартных 218 л.с. возрастет примерно до 235-240 сил. Главное отличие буст-контроллера от чип-тюнинга - возможность всегда "откатиться" на заводскую настройку, нажав всего одну кнопку, а также возможность регулировать давление на каждой передаче. Не секрет, что 1.15 бара на первой передаче и 1.15 бара на пятой - очень разные вещи.

7 Q: Как сильно возрастает расход топлива после тюнинга?

A: Сильно. Конечно же все зависит от стиля езды, но 20 литров на любом турбированном моторе 2.0 литра вам обеспечены. Для справки: стандартный Lancer EvoVI использует бак 45 литров за 150 км. (при о-о-о-очень активной езде).

8 Q: Насколько сильно влияет на ресурс установка буст-контроллера, турбины и выпускной системы?

A: Сильно. Как вы понимаете, увеличивается нагрузка на двигатель и как следствие механический износ деталей шатунно-поршневой группы. Но это не значит, что ваш мотор "кончится" через 20 тыс. км или проедет 150 тыс. км. Очень сильно влияет процесс обкатки и стиль езды каждого из владельцев. История знает много случаев, когда новые моторы Lancer EvoVI "кончались" за 1 (одну) тысячу км. и ходили более 50 000 км.

9 Q: Как долго и после каких операций надо "обкатывать" мотор?

A: После любого вмешательства в шатунно-поршневую группу, как то: замена поршней, колец, шатунов или вкладышей коленвала и т.д. Мы рекомендуем щадящий режим для двигателя (не более 4 000 об/мин) в течение 3 000 км. при выполнении ЛЮБОЙ из вышеперечисленных операций. Обкатку желательно производить в городском режиме, т.е. не допускать чтобы мотор работал постоянно на одних и тех же оборотах. Не забудьте сменить масло и маслянный фильтр после окончания обкатки двигателя.

10 Q: Хочу поставить себе перепускной клапан (blow off valve). Что он мне даст?

A: Дело в том, что на всех турбированных машинах с завода уже стоит перепускной клапан. Он бывает двух видов: металлический и пластиковый. С последним как раз и возникают иногда проблемы. Самое распространенное - это утечка давления из-за того, что клапан заклинивает и он постоянно находится в открытом состоянии. В этом случае его необходимо заменить. Металлический перепускной клапан, как правило живет долго и может начать не справляться только когда вы поднимаете давление турбины. Лошадиных сил перепускной клапан не добавляет, поэтому смысла в его замене на стандартной машине нет, хотя многие его ставят только из-за звука, который он издает при сбросе газа.

11 Q: Я слышал что иногда нужно обнулять компьютер. Зачем и как часто это надо делать?

A: В современные автомобили устанавливаются ECU ("мозги"), которые автоматически подстраиваются под конкретные условия. Эти установки запоминаются и хранятся в памяти до тех пор пока не будет обнулен компьютер. После того как вы установили другую выхлопную систему и/или воздушный фильтр мы рекомендуем отсоединять минусовую (-) клемму с аккумулятора на 15 мин. После этого все старые установки будут стерты из памяти компьютера, и он начнет заново обучаться как только вы запустите двигатель и начнете движение. Эту процедуру рекомендуется производить после любой модификации, касающейся двигателя, а так же если вы ездили на плохом бензине, а потом залили хороший.

12 Q: У меня Mitsubishi Carisma 1.6, Toyota Camry 2.4, Nissan Almera 1.4 и т.д. Что можно с ней сделать и можно ли установить на нее турбину?

A: К сожалению ничего. Дело в том, что на эти автомобили в Японии не производятся никакие тюнинговые детали. Потенциал этих моторов очень мал для тюнинга. Теоретически возможно установить на вашу машину турбонаддув, но долго вы на ней не проездите, да и цена за такую переделку будет сопоставима с ценой самого автомобиля. В лучшем случае мы сможем вам предложить спортивную подвеску.