Вот в этом боксе снимают первые мерки с новых моделей автомобилей. В часть стены вмонтирован гоночный VW Golf, на котором выступал Heinz Remmen

Такой стенд позволяет снять все характеристики с любой пружины

Станки по изготовлению пружин впечатляют не своими размерами, а производительностью и точностью

Каждая пружина проходит обязательную проверку со снятием данных

В компании уделяют особое внимание подготовке и окраске пружин. На них наносится цинкофосфатное покрытие

H&R Укротители подвесок

Как многие нынешние гранды немецкого тюнинга, компания H&R существует уже более 20 лет. Ее основали в 1980 году Werner Heine и Heinz Remmen, образовавшие из первых букв своих фамилий название компании. В ранних 80-х фирма успела произвести мини-революцию в своем сегменте. H&R стала первым производителем тюнинговых пружин, получившим одобрение государственной сертифицирующей организации TUV для своей продукции. В H&R получили одобрение своих понижающих и более жестких, чем заводские, пружин, что позволило им привлечь внимание к себе и тюнинговых ателье. Они теперь могли обращаться в H&R за официально сертифицированной продукцией. С тех пор объемы производства пружин в H&R выросли в сотни раз, компания получила и престижные стандарты качества ISO9001/2. Но основные принципы политики H&R остались прежними: в компании разрабатывают и производят комплекты по доводке и понижению подвесок легковых автомобилей. Правда, в H&R изготавливают пружины и для других целей – от тоненьких для авторучек до огромных для промышленных объектов. В последнее время в H&R стали размещать свои заказы и сами автопроизводители. Как правило, у H&R заказывают пружины для самых быстрых спортивных версий автомобилей, выпускаемых небольшими тиражами. В H&R заслуженно гордятся своим заказом на пружины для бескомпромиссных моделей Porsche GT3 и GT2, а также для новейшего VW Golf R32.

В H&R очень просто и доступно объяснили весь принцип разработки пружин для новых автомобилей. Как правило, практически все интересные европейскому и немецкому рынку новые заводские автомобили поступают в распоряжение H&R сразу же после начала официальных продаж. Но с рядом производителей у H&R за годы сотрудничества сложились настолько дружеские отношения, что они присылают в компанию еще предсерийные экземпляры своих будущих новинок. Естественно, при этом в H&R стараются не допустить никаких утечек информации. Первая же публикация снимка подобного автомобиля навсегда разрушила бы доверительные отношения с автопроизводителями.

С нового автомобиля снимают мерки – аккуратно измеряя все расстояния в районе колесных арок, например от верхней точки шины до колесной арки. Уже по этим данным можно получить первые, очень приблизительные представления, на какую величину можно попытаться понизить автомобиль. Затем, уже загнав автомобиль на подъемник и сняв колеса, тщательно измеряются все посадочные размеры амортизатора и пружины. В H&R признают только полную совместимость своей продукции с заводскими узлами – так чтобы клиентам и их механикам не пришлось что-либо подгонять и переделывать на месте. Затем начинаются испытания заводских пружин на специальных стендах, которые позволяют снять все основные характеристики. После этого в H&R знают о серийной комплектации подвески не многим меньше ее создателей. Тут и начинается самое интересное. Во-первых, озвучивает свои комментарии о поведении серийного автомобиля тест-пилот фирмы. Многолетний опыт работы позволяет получить ключевые представления об управляемости и плавности хода после первого же агрессивного заезда по прикатанным дорожкам всего в нескольких километрах от фирмы.

Затем наступает очередь уже собственно инженеров H&R, которые по рекомендациям тест-пилотов, отдела маркетинга и снятым с заводских пружин данным разрабатывают оригинальный комплект. Чуть позже, задав новую программу в станки, в фирме получают первый, пока еще экспериментальный комплект пружин. Его устанавливают на автомобиль и начинают испытывать во всех режимах движения – от степенного до скоростного агрессивного. Тест-пилот вновь активно участвует в процессе, своими оценками наставляя инженеров на правильный путь подбора настроек. Как правило, специалистам H&R удается достичь поставленных задач в одном из первых же рассчитанных комплектов. Наибольшие сложности разработчикам доставляют японские модели, которые имеют непривычные для европейцев ультракомпактные узлы подвески.

После успешного подбора пружин автомобиль с установленным новым комплектом и полным пакетом документации передается в государственную сертифицирующую организацию TUV, где вновь подвергается полному комплексу испытаний, включая движение с превышением допустимой массы загрузки на 50%. И только после одобрения TUV этого конкретного варианта пружин именно для этой модели автомобиля начинается их серийное производство.

С H&R сотрудничают самые известные немецкие тюнинговые компании. Они доверяют фирме разработку и производство пружин для собственных комплектов доводки подвески. По понятным причинам в H&R широкой огласке имена всех партнерских тюнинговых компаний не предают. Исключением стало сотрудничество с Gemballa, которое привело к созданию суперкара Gemballa GTR600, установившего абсолютный рекорд круга на трассе Нюрбургринг в классе автомобилей, допущенных для эксплуатации на обычных дорогах. Этот результат в 7.32.5 держится уже год.

Конечно, в H&R тюнинговым компаниям предлагают различные виды сотрудничества – от разработки комплекта пружин “с нуля”, с учетом любых технических пожеланий заказчиков, до простых поставок уже существующих комплектов, но в фирменной раскраске ателье. Последний способ привлекает тюнинговиков еще и простотой получения нового сертификата от TUV.

На сегодня в каталоге H&R представлены четыре основные программы. Первый уровень подготовки подвески предполагает установку пружин Sport – с прогрессивной характеристикой и понижением примерно на 30–40 мм. Уже этот комплект обеспечивает как изменения внешнего облика автомобиля, так и новые приятные впечатления от управляемости. На следующем уровне стоят комплекты H&R Cup-Kit. При этом клиент приобретает не только новые, специально разработанные пружины, но и амортизаторы. Отличительной особенностью амортизаторов Cup-Kit является укороченный ход отбоя. При этом в данных амортизаторах достигается оптимальный для ежедневного пользования баланс между комфортом и спортивными реакциями автомобиля.

Выше в иерархии фирмы стоит комплект, в который входят амортизаторы с винтовой регулировкой по высоте. При их создании специалисты H&R сделали ставку на прогрессивную однотрубную конструкцию с перевернутым штоком. Она считается оптимальной для автомобилей с подвеской типа McPherson, и именно такой тип амортизаторов использует большинство команд–участниц чемпионата мира по ралли. И наконец, флагманским комплектом от H&R остается PCS (Power Control System), который позволяет регулировать и жесткость. Предусмотрено девять регулировок жесткости, позволяющих сместить баланс между спортивностью и комфортом в зависимости от ситуации.

Комплекты понижения подвесок получают все большую популярность во всем мире, а потому соперничество на этом рынке становится все более жестким. У H&R есть несколько оригинальных рецептов для дальнейшего завоевания рынка. Во-первых, в компании считают своим ключевым преимуществом сам процесс изготовления пружин. Не многие соперники H&R могут похвастаться счастливым прохождением этого сложного процесса – от разработки новых комплектов до их производства в своих стенах и продажи под своей маркой. И, конечно, в H&R активно развивают свое сотрудничество с популярными гоночными чемпионатами и сильными командами. Так, в 2002 году H&R была эксклюзивным партнером серий DTM и V8Challenge. В H&R сотрудничали также с раллийными командами – Ford Germany и участником чемпионата WRC – Skoda. Такое сотрудничество не только приносит компании широкую известность, но и позволяет обрести бесценный опыт подготовки и эксплуатации спортивной подвески в боевых условиях.

Без сомнения, разнообразие программ комплектов подвески также можно считать одним из важнейших достоинств H&R. Не обязательно быть профессиональным гонщиком, чтобы оценить все преимущества комплектов от H&R. Достаточно просто иметь желание несколько улучшить управляемость своего автомобиля. Недаром слоганом компании стало “Simply Better” – “Просто лучше”.

(03 [11] 2003) "ТЮНИНГ"