Допинг на старте

Иногда в американских фильмах для быстрого разгона заряженных машин водитель нажимает какую-то красную кнопку. Что это – ручной механизм включения турбины?

Красная кнопка, ярко выделяющаяся на панели приборов или в другом удобном месте под рукой, никакого отношения к системам наддува воздуха (турбо, механическим) в цилиндры не имеет. Это не что иное как клавиша включения достаточно редкой нитросистемы. Для большинства наших автолюбителей – это настоящая экзотика, и о принципе ее работы действительно мало кто знает.

Нитросистему можно отнести в список дополнительного оборудования, устанавливаемого в двигатель. “Виновником” сумасшедшего ускорения, которым при просмотре американских боевиков, например “Кобра”, восхищаются поклонники спортивной езды, является газ – нитрооксид (закись азота – N2O). Именно он в качестве сильнодействующего допинга подается нитросистемой в цилиндры при нажатии “красной” кнопки. Секрет “силы” N2O в том, что при температуре 300 0 С он раскладывается на чистые азот N2 и кислород O2 (2N2O (+300 0 C)=2N2+O2). Чистый кислород как раз и играет ключевую роль в повышении мощности и крутящего момента двигателя. Как?

Не секрет, что для получения большей мощности в цилиндрах двигателя при сгорании топливо-воздушной смеси необходимо создать более высокое давление газов. А для этого необходимо сжечь большее количество топлива, но так как этот процесс не может проходить без порции кислорода, то и его количество необходимо повышать. Увеличить подачу бензина несложно, а вот с повышением дозы кислорода дела обстоят сложнее. Его носителем является воздух, “затолкать” который в цилиндры в большем количестве без серьезных конструктивных изменений впускного тракта не так-то просто. Турбонаддувы и механические нагнетатели, конечно, помогают решить эту проблему, но по эффективности они уступают нитросистеме.

Объясняется это тем, что газ N2O содержит кислорода почти в 2,5 раза больше, чем воздух. Поэтому в цилиндрах можно сжечь больше топлива, что, естественно, приносит свои плоды, и притом неплохие. Например, в четырехцилиндровых моторах мощность таким способом можно повысить на целых 50 л.с., в “шестерках” – на 100 л.с., а в “восьмерках” – на 120-200 л.с. Цифры впечатляющие, однако есть одно “но” – такой скачок мощности можно получать лишь кратковременно – на старте или при необходимости ускорения для обгона. Более длительное использование ограничено двумя факторами – объемом газового баллона (10-фунтового хватает где-то на 200 секунд непрерывной работы системы) и опасностью поломки двигателя при длительном воздействии больших нагрузок.

Конструктивно нитросистема ничего сложного собой не представляет. В нее входят следующие элементы – баллон с нитроксидом, форсунки для его подачи во впускной тракт, кнопка включения, электроклапан и трубопроводы. Кстати, газ может подаваться во впускной коллектор как смешанным с топливом, так и в чистом виде.

Небезынтересен тот факт, что нитросистемы впервые применили в немецкой авиации еще в годы второй мировой войны. Самолеты на то время, как известно, оснащались поршневыми двигателями внутреннего сгорания и на больших высотах испытывали кислородное голодание. Однако с появлением реактивных самолетов в авиации об этой системе забыли. В 50-е к этому секретному оружию вплотную подобрались автомобильные гонщики Нового света. Одному из них, до того как было обнаружено несоответствие в конструкции мотора, удалось даже выиграть несколько гонок. Но пик бума по применению закиси азота в автомобилях пришелся на конец 70-х – начало 80-х, когда предприимчивые автоспортсмены окончательно адаптировали нитросистемы к автомобильным двигателям и начали выпускать специальные комплекты. На Западе найти и установить такую систему несложно.В Россию их завозят под заказ за 450-1500 у.е. Там же заправка баллона “волшебным” газом стоит около 20 у.е.

Подготовил Юрий Дацик

Источник: www.autocentre.com.ua