Мехатроника как средство создания техники нового поколения

Мюнхенский концерн "BMW" недавно получил награды за "Лучшую технологию 2004-го года" и за "Лучшую разработку 2003-го года". Так французский и немецкий автожурналы отметили создание активной системы рулевого управления "Active Front Steering" (AFS). Это первый пример использования компанией BMW мехатронной конструкции на серийном автомобиле.

Мехатроника - направление развития техносферы, интегрирующего механику, электронику, автоматику и информатику в целях совершенствования технологий производства и создания техники новых поколений.

Мехатронное рулевое управление - это конструкция, где механический вал активно связан с гидравлической и электронной системами автомобиля. Легче всего понять, как всё это работает, на конкретном примере. Вы попали на обочину дороги, причём так, что каждое из колёс двигается по разному покрытию. Вы начинаете тормозить, а система AFS, моментально оценивая качество поверхности под каждым колесом, самостоятельно руководит ими - каждым из колёс - и рулём. Причём непрофессионал этого вмешательства электроники даже и не заметит. Система Active Front Steering "спарена" с системой стабилизации движения Dynamic Stability Control (DSC), благодаря чему любое "перекручивание руля" тотчас выявляется компьютером и и корректируется незаметно для водителя. Можно сказать, что AFS - это новый ассистент (вроде уже давно известных АВS или ESP), но более разносторонний и шустрый. Система AFS делает управление автомобилем более удобным и повышает его манёвренность и безопасность.

На практике применение AFS помогает сократить тормозной путь на 10 процентов, поскольку тормозное усилие применяется более эффективно, как бы более "осмысленно". Жизнь водителя BMW облегчается ещё и тем, что теперь система рулевого управления получила изменяемую скорость вращения рулевого вала и переменный шаг зубьев рулевой рейки. Благодаря этому улучшается управляемость автомобилем в поворотах и на извилистых дорогах, поскольку водителю нужно прилагать меньше усилий для поворота руля. Процесс парковки также становится значительно проще, так как требует не более двух полных оборотов руля вместо трёх-четырех, которые были необходимы раньше. При движении по прямой случайные незначительные подёргивания руля (например, на выбоинах) будут меньше влиять на траекторию движения, автомобиль будет двигаться стабильнее.

Система Active Front Steering была разработана компанией BMW в содружестве с фирмой ZF Lenksysteme GmbH.

Виктор Агаев. "Немецкая волна"