Пневматические шины легковых автомобилей различаются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу протектора и поряду некоторых других специфических особенностей, вызванных назначением и условиями эксплуатации шин. По способу герметизации внутреннего объема, шины бывают камерными и бескамерными.(Подробности опустим) Конструкционными различиями являются диагональные и радиальные. В диагональных шинах нити корда в смежных слоях ткани распологаются (пересекаются) под некоторым углом между собой (95-115 градусов). Число смежных слоев обычно четыре. В радиальных шинах (типа R) все нити корда расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому и не пересекаются между собой. Эта незначительная на первый взгляд разница обуславливает различные эксплуатационные свойства диагональных и радиальных шин в пользу последних, практически вытеснивших диагональные шины из употребления во всем мире. У радиальных шин значительно меньше сопротивление качению и еще более заметное увеличение срока службы шины до списания.

Маркировка шин

Конструктивные элементы и основные размеры шин: D - наружный диаметр; H - высота профиля покрышки; B - ширина профиля покрышки; d - посадочный диаметр обода колеса; 1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 - наполнительный шнур

Диагональные и радиальные шины различаются не только конструкцией но и маркировкой. Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:

6,15 - условная ширина профиля шины в дюймах;

13 - Посадочный диаметр шины (и колеса) в дюймах;

155 - условная ширина профиля шины в мм.

Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).

Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:

165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;

70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;

"R" - обозначение радиальной шины;

13 - посадочный диаметр в дюймах;

78 - условный индекс грузоподъемности шины

S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;

"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;

"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины.

Дополнительная информация

"Tube Tyre" или "TT" - шины с камерами

"M+S" - Mud+Snow - грязь+снег

"AS" (All Seasons - все сезоны) или "AW" (Any Weather - любая погода) - всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы - солнце, снежинку, дождик - иллюстрирующие все сезоны.

AQUATRED или AQUA CONTACT - дождевые шины

Сведения о конструкции шины, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера+2 слоев металлокорда+1 слоя нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности , боковины), может встречаться также RAYON - вискозный корд.

"PR" (Ply rating) - прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква "С" (commercial).

"TWI" - Отметка, требующаяся согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества); TREAD WEAR INDEX (TWI) - индекс износостойкости, TRACTION INDEX - индекс сцепных качеств; TEMPERATURE INDEX - температурный индекс.

TWI - Tread wear indicator (индикатор износа протектора) - знак на боковине шины - показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру - TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.

Однако знак TWI - это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки - это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень "облысения" шины. Когда протектор сотрется до этого выступа - резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм.

Скоростные индексы шин

L

120 км/ч

P

150 км/ч

Q

160 км/ч

R

170 км/ч

S

180 км/ч

T

190 км/ч

U

200 км/ч

H

210 км/ч

VR

Свыше 210 км/ч

V

240 км/ч

W

270 км/ч

Y

300 км/ч

Z или ZR

Свыше 240 км/ч

Индексы грузоподъемности шин

Индекс грузоподъемности

Допустимая масса, приходящаяся на шину, кг

Индекс грузоподъемности

Допустимая масса, приходящаяся на шину, кг

60

250

83

487

61

257

86

530

62

265

87

545

63

272

88

560

64

280

89

580

65

290

90

600

66

300

91

615

67

307

92

630

67

307

93

650

70

335

94

670

71

345

95

690

72

355

96

710

73

365

97

730

74

375

98

750

75

387

99

775

76

400

101

825

77

412

102

850

78

425

103

875

79

437

104

900

80

450

105

925

81

462

106

950

82

475

107

975

83

487

108

1000

Как хранить летнюю резину

Таблица перевода типоразмеров шин

Размер и давление в шинах

Размеры шин аттестованных BMW

Колесо - штука сложная

Параметры дисков