Пневматические шины легковых автомобилей различаются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу протектора и поряду некоторых других специфических особенностей, вызванных назначением и условиями эксплуатации шин. По способу герметизации внутреннего объема, шины бывают камерными и бескамерными.(Подробности опустим) Конструкционными различиями являются диагональные и радиальные. В диагональных шинах нити корда в смежных слоях ткани распологаются (пересекаются) под некоторым углом между собой (95-115 градусов). Число смежных слоев обычно четыре. В радиальных шинах (типа R) все нити корда расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому и не пересекаются между собой. Эта незначительная на первый взгляд разница обуславливает различные эксплуатационные свойства диагональных и радиальных шин в пользу последних, практически вытеснивших диагональные шины из употребления во всем мире. У радиальных шин значительно меньше сопротивление качению и еще более заметное увеличение срока службы шины до списания.
Маркировка шин
Конструктивные элементы и основные размеры шин: D - наружный диаметр; H - высота профиля покрышки; B - ширина профиля покрышки; d - посадочный диаметр обода колеса; 1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 - наполнительный шнур |
Диагональные и радиальные шины различаются не только конструкцией но и маркировкой. Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:
6,15 - условная ширина профиля шины в дюймах;
13 - Посадочный диаметр шины (и колеса) в дюймах;
155 - условная ширина профиля шины в мм.
Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).
Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:
165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;
70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;
"R" - обозначение радиальной шины;
13 - посадочный диаметр в дюймах;
78 - условный индекс грузоподъемности шины
S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;
"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;
"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины.
Дополнительная информация
"Tube Tyre" или "TT" - шины с камерами
"M+S" - Mud+Snow - грязь+снег
"AS" (All Seasons - все сезоны) или "AW" (Any Weather - любая погода) - всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы - солнце, снежинку, дождик - иллюстрирующие все сезоны.
AQUATRED или AQUA CONTACT - дождевые шины
Сведения о конструкции шины
, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера+2 слоев металлокорда+1 слоя нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности , боковины), может встречаться также RAYON - вискозный корд."PR"
(Ply rating) - прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква "С" (commercial).
"TWI" - Отметка, требующаяся согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества); TREAD WEAR INDEX (TWI) - индекс износостойкости, TRACTION INDEX - индекс сцепных качеств; TEMPERATURE INDEX - температурный индекс. TWI - Tread wear indicator (индикатор износа протектора) - знак на боковине шины - показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру - TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.Однако знак TWI - это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки - это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень "облысения" шины. Когда протектор сотрется до этого выступа - резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм. |
Скоростные индексы шин |
|
L |
120 км/ч |
P |
150 км/ч |
Q |
160 км/ч |
R |
170 км/ч |
S |
180 км/ч |
T |
190 км/ч |
U |
200 км/ч |
H |
210 км/ч |
VR |
Свыше 210 км/ч |
V |
240 км/ч |
W |
270 км/ч |
Y |
300 км/ч |
Z или ZR |
Свыше 240 км/ч |
Индексы грузоподъемности шин
Индекс грузоподъемности |
Допустимая масса, приходящаяся на шину, кг |
Индекс грузоподъемности |
Допустимая масса, приходящаяся на шину, кг |
60 |
250 |
83 |
487 |
61 |
257 |
86 |
530 |
62 |
265 |
87 |
545 |
63 |
272 |
88 |
560 |
64 |
280 |
89 |
580 |
65 |
290 |
90 |
600 |
66 |
300 |
91 |
615 |
67 |
307 |
92 |
630 |
67 |
307 |
93 |
650 |
70 |
335 |
94 |
670 |
71 |
345 |
95 |
690 |
72 |
355 |
96 |
710 |
73 |
365 |
97 |
730 |
74 |
375 |
98 |
750 |
75 |
387 |
99 |
775 |
76 |
400 |
101 |
825 |
77 |
412 |
102 |
850 |
78 |
425 |
103 |
875 |
79 |
437 |
104 |
900 |
80 |
450 |
105 |
925 |
81 |
462 |
106 |
950 |
82 |
475 |
107 |
975 |
83 |
487 |
108 |
1000 |